ЖИЛОЙ ДОМ В ПРЕДТЕЧЕНСКОМ ПЕРЕУЛКЕ

 
 
 
   

Дом в тихом переулке — новая вариация на тему «ординарной» жилой застройки Пресни, которой на протяжении нескольких лет занимается «Сенаб проект».

Здание построено по муниципальному заказу. Отсюда и специфика его типологии. Ин-фраструктура дома сведена до минимально необходимой — лишь небольшая подземная парковка и узкие вестибюли. Планировки квартир тоже весьма рациональны: соотношения жилой и общей площади в них гораздо продуманней, чем во многих сверхэлитных домах. В нюансах, конечно, не обошлось без погрешностей: встречаются и пеналообразные комнаты в два квадрата, и входы в квартиры напрямик от дверей в туалет, и двухстворчатые двери, распа-хивающиеся в тесные тамбуры спальных зон...

Впрочем, эти помарки едва ли обременительны. Квартиры продаются со свободной пла-нировкой, а значит, коррективы можно внести в чертеже, не прибегая к сносу перегородок. Главное — ширина корпуса в доме весьма гуманна: все квартиры имеют 2-х и 3-сто-роннюю ориентацию. Это позволяет, во-первых, избежать излишней затемненности комнат, а во-вторых, обеспечить им хорошую инсоляцию и проветривание (что существенно, даже если многие квартиры на стадии ремонта оборудуются сплит-системами). Разумная, не завышенная ширина дома роднит его с довоенным жильем - после Победы габариты застройки существенно выросли и ориентировать квартиры стало возможно лишь на одну-две стороны.

К довоенной, позднеконст-руктивистской архитектуре, апеллирует и эстетика объекта. Раскрытие здания на Трехгорный вал определяет возрастание его композиционной на-пряженности по направлению к торцу, смотрящему на оживленную магистраль. Этот торец пластически выразительней уличного фасада, предлагающего активным зигзагам междуэтажных тяг более спокойную альтернативу в виде плашки квадратного ризалита, оживленного шашечкой балконных «скоб».

Логично было бы предположить, что муниципальные «элитки» лишены развитой кондоминиумной инфраструктуры не исключительно в силу экономии, но и потому, что, отвечая не только за конкретный участок, но и*за город целиком, власть, выступающая застройщиком, изначально нацелена на большую взаимооткрытость «улицы» и возводимого ею жилья, нежели частный инвестор. Однако это не так. Или не совсем так. Если дом в Б. Предтеченском и делает какие-то реверансы в сторону города, то лишь в силу принятого в более или менее культурных кругах этикета. Балкончики на уличном фасаде не более чем видимость диалога, который, на самом деле, ведется новостройкой на излишне повышенных тонах. Мало того, что ее габариты мало адекватны масштабу узкого переулка (поэтажные членения их скрадывают едва ли), она настолько по-хозяйски наезжает на присоседившуюся к ней пятиэтажку, что кажется, не сегодня-завтра скромный домик развалится, и новоявленный объект продлит экспансию своих горизон-тальных тяг.

Дворовый фасад отмечен причудливым, чуть жестковатым, напоминающим электронную плату узором глубоких балконов. С другими фасадами он корреспондируется вяло — видно, что проектирование велось не в объеме, а в ортогоналях. Первоначальный облик фасада постепенно приобретает уродливо-самостроевские черты. Жильцы стеклят балконы, кто во что горазд, вывешивают коробки сплит-систем. Народ строит — муниципалитет, как водится, безмолвствует.

Алексей Муратов